До крещения Киевской Руси в 988 году титулованные
особы королевских кровей выходили замуж в платьях византийского кроя –
просторных туниках с длинными рукавами и глубоким вырезом до самых пят,
которые шились из плотной тяжелой ткани и украшались многочисленными
драгоценными камнями. Причем, цветовая гамма платья могла быть самой
разнообразной, и в тон ему подбирались камни, которые нашивались на
наряд. Голову невесты украшал обруч, также усыпанный драгоценностями. В
подобных свадебных платьях, отороченных мехом, также выходили замуж
дочери старейшин славянских племен – кривичей, дреговичей, вятичей.
В обычных семьях невесту обряжали в более простое
закрытое платье свободного покроя с длинными рукавами, главным
украшением которого служила вышитая цветная лента, соединяющая спереди
горловину и подол. Голову такой невесты могли украшать венок из цветов,
серебряный обруч либо плетеный кожаный ремень. При этом обычно волосы
девушки не укладывались – у многих племен считалось, что после свадьбы
невеста должна расплести косу, символ девственности. Практически у всех
славян бытовало поверье, что до свадьбы жених не должен видеть лица
нареченной, поэтому даже перед языческим обрядом бракосочетания, когда
молодые и гости собирались за одним столом, невеста выходила в плотной
накидке, скрывающей лицо. После крещения Киевской Руси, когда главным
свадебным обрядом стало церковное венчание, изменились и требования к
наряду невесты. Это должно было быть «глухое» закрытое платье с длинным
рукавом, скрывающее очертания фигуры. Знатные девушки шли под венец в
тяжелых нарядах из бархата и парчи, которые расшивались драгоценными
камнями, в частности, жемчугом, и оторачивались мехом. Вес такого
убранства мог достигать 10-15 кг. Голову невесты венчала шапочка из
бархата и меха, обычно бордового либо малахитового цвета, в тон ей
подбиралась отороченная мехом накидка, лицо закрывала тонкая шелковая
ткань, которая надевалась на голову под шапочку. В русских селах
невесту также обряжали в закрытые платья, а примерно с 15 века – в
вышитые рубахи и сарафаны. Голову девушки украшала остроконечная корона
с вышивкой либо полудрагоценными камнями, напоминающая перевернутое
сердце – кокошник. Также использовались обручи и венки. Мода на
классические свадебные платья белого и пастельных тонов закрепилась в
России лишь в 18 веке. Причем, в таком наряде, дополненном ажурной
фатой и венком из живых либо искусственных цветов, венчались в основном
горожанки и состоятельные помещичьи дочери. Девушки из бедных
крестьянских семей могли пойти под венец в бабушкином или мамином
свадебном наряде из домотканого полотна, который скрывал фигуру до
самых пят. Свадебные сарафаны дополнялись белыми рубахами с яркой
вышивкой и нарядными платками. Высшим шиком считалось идти под венец в
красных сафьяновых сапожках, что по сельским меркам считалось признаком
достатка семьи невесты либо жениха (часто при отсутствии средств у
родителей невесты все затраты оплачивали родственники нареченного).
|