Русская народная одежда представляет собой
явление материальной культуры русского народа. В соответствии
с этнографическим делением имеется два ярко выраженных комплекса
национальной русской женской одежды: северорусский и южнорусский.
Комплекс южнорусской народной одежды - рубаха, понева, передник
(завеска, занавеска, запон) и головной убор.
Существовало много разновидностей этого комплекса, различных
по назначению, в том числе и обрядовых. Поверх рубахи в южнорусских
областях одевалась понева, которая практически являлась юбкой
и состояла из трех шерстяных или полушерстяных полотнищ. Поневы
были распашными и замкнутыми, по талии собранными на шнурке.
Носили поневы только замужние женщины. Поверх рубахи и поневы
надевался передник - занавеска. Его надевали также поверх рубахи
с сарафаном, завершая весь ансамбль. Занавеска всегда декорировалась
разнообр
... Читать дальше »
Подойдя к вопросу о русском национальном костюме,
следует сразу оговориться о хронологических рамках, поскольку его
традиционное "лицо" несколько изменилось, начиная с начала XVIII
века. В 1700 г. Петр I, стремившийся к строгой регламентации всего
русского быта, издает указ об обязательном ношении всеми костюма
западноевропейского образца. Исключение по указу составляли духовные
лица и крестьянство. Таким образом, крестьянская одежда, сохраняя
самобытные черты, выступает с этого времени в качестве основного
источника по изучению одежды русских.
При общем сходстве в покрое и в приемах украшения русский костюм имел свои
особенности, обусловленные, в первую очередь, географическим фактором. Население
северных районов России носило одежду, существенно отличную от крестьян южных
районов. В центральной России носили костюм близкий по характеру к северному,
однако, в некоторых отд
... Читать дальше »
Крестьянская одежда при всей общности принципов кроя и орнаментации, не едина
в своих формах. Она отличается разнообразием устойчивых комплексов, бытовавших
в определенных географических и историко-культурных областей.
На рубеже веков бытовали две формы праздничного костюма – традиционный нарядный
из домотканых материалов и костюма из фабричной ткани.
Привычное представление о русском народном женском костюме обычно связано с сарафаном
и кокошником. Комплекс одежды с сарафаном распространился в России на рубеже
семнадцатого – восемнадцатого веков. Он включал рубаху, сарафан, пояс, иногда
передник, душегрею, головной убор на жесткой основе типа кокошника, кожаной
обуви. Эта одежда была более характерной для Европейской России, в губерниях
Поволжья, на Урале, в Сибири. Характерные черты этого комплекса особенно ярко
проявились в одежде, бытовавшей на Русском Севере: в Архангельской, Вологодской,
Но
... Читать дальше »
Мужской костюм был в большей или меньшей степени однородным по покрою
во всех великорусских областях, что связано с положением мужчины в
обществе. И в экономическом, и в юридическом положении мужчина был
более самостоятельной и мобильной фигурой. Отправляясь в свободное от
сельскохозяйственных работ время на заработки, иногда далеко и надолго,
мужчина общался с людьми иных местностей, с горожанами, знакомился с
чужими обычаями и внешним видом, приобретал большую широту взглядов и
терпимость, а его внешний вид нивелировался. Кроме того, одинаковые для
всех местностей условия работы мужчины, обычно тяжелые, под открытым
небом, делали мужской народный костюм функциональным, а
функ
... Читать дальше »